You are using an outdated browser. For a faster, safer browsing experience, upgrade for free today.

Реконструкция здания требует получения разрешения на ввод в эксплуатацию

Реконструкция здания требует получения разрешения на ввод в эксплуатацию

По мнению одного из экспертов, ВС в очередной раз подчеркнул, что эксплуатация объекта без разрешения невозможна и противоречит законодательству. Другой пояснил, что в данном деле Суд фактически указал, что отказ в признании спорной надстройки (реконструкции) самовольным строительством еще не означает возможность для собственника приступить к эксплуатации объекта в измененном виде.

Верховный Суд опубликовал Определение № 305-ЭС22-18877 от 20 декабря 2022 г. по делу № А40-111301/2021 касательно оспаривания организацией факта привлечения ее к административной ответственности за эксплуатацию здания после реконструкции без разрешения на ввод в эксплуатацию.

Весной 2021 г. Комитет государственного строительного надзора г. Москвы выявил факт использования ЗАО «Астра» объекта капстроительства после реконструкции без полученного в установленном порядке разрешения на ввод в эксплуатацию. В связи с этим общество было оштрафовано по ч. 5 ст. 9.5 КоАП РФ на 700 тыс. руб.

Организация оспорила решение административного органа в суде. В ходе судебного разбирательства было установлено, что расположенный в Москве спорный объект действительно эксплуатировался обществом после реконструкции без получения разрешения на ввод в эксплуатацию. Первая инстанция отказала в удовлетворении соответствующего заявления, а апелляция поддержала ее решение. Тем самым суды сочли, что в действиях общества имели место признаки состава административного правонарушения.

В свою очередь, окружной суд отменил решения нижестоящих судов и признал постановление административного органа незаконным. В частности, он отметил, что привлекая общество к административной ответственности, административный орган фактически подверг сомнениям возникновение у общества права собственности на объект недвижимости, которое зарегистрировано, и исходил из того, что оно не вправе эксплуатировать принадлежащее ему имущество и ограничено в реализации права собственности на этот актив. Вместе с тем, возникшие гражданские права могут быть оспорены только в судебном порядке путем предъявления соответствующего заявления; возможность решения такого вопроса в административном порядке законодательством не допускается.

Не согласившись с решением кассации, Комитет государственного строительного надзора г. Москвы обратился с кассационной жалобой в Верховный Суд. Изучив материалы дела, Судебная коллегия по экономическим спорам ВС отметила, что ни из материалов дела, ни из позиции общества не следует убедительных оснований невозможности обращения в уполномоченный орган за получением разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, как не усматривается и непреодолимых юридических препятствий для выдачи такого разрешения.

ВС добавил, что из судебных актов по делу № А40-47808/2020, ссылка на которые содержалась в решениях судов по рассматриваемому делу, следует, что в рамках этого дела разрешались, в частности, вопросы о признании надстройки к спорному зданию самовольной постройкой; обязании общества в месячный срок с момента вступления в законную силу решения суда привести здание в первоначальное состояние; о признании отсутствующим зарегистрированного права собственности на здание в части надстройки. Однако в рамках указанного дела не рассматривался вопрос о возможности эксплуатации спорного здания без разрешения на ввод объекта в эксплуатацию. Само по себе наличие у общества права собственности на спорный объект не порождает права эксплуатировать его без полученного в установленном порядке разрешения на ввод в эксплуатацию. В итоге Верховный Суд отменил постановление окружного суда и оставил в силе решения первой и апелляционной инстанций.

Партнер юридической фирмы «БИЭЛ» Николай Сапожников в комментарии «АГ» отметил, что для понимания «целостной картины» дела стоит изучить судебные акты нижестоящих инстанций по нему, а также по делу №А40-47808/2020, в котором городские власти безуспешно пытались признать надстройку к зданию самовольным строением. «Фактически Верховный Суд поддержал позицию городских властей в том, что отказ в признании спорной надстройки (реконструкции) самовольным строительством еще не означает возможность для собственника приступить к эксплуатации спорного объекта в измененном виде. То есть строительство и ввод объекта в эксплуатацию являются самостоятельными административными и правовыми процедурами», – подчеркнул он.

По мнению эксперта, из судебных актов по делу №А40-47808/2020 усматривается, что отказывая в признании спорного объекта самовольной постройкой, суды учли, что габариты здания сохранились прежними, а спорные конструкции являются архитектурным элементом фасада и не образуют помещение или навес. Подобные архитектурные элементы не являются конструктивными элементами здания и не учитываются при определении его высоты в соответствии со строительными нормами. «При этом в комментируемом определении ВС указал, что не только ʺне следует убедительных оснований невозможности обращения в уполномоченный орган власти за разрешением на ввод объекта в эксплуатациюʺ, но и ʺне усматривается и непреодолимых юридических препятствий для выдачи уполномоченным органом власти такого разрешенияʺ», – отметил Николай Сапожников.

«Если понимать данное определение буквально, проблема заключается исключительно в непрохождении собственником административной процедуры ввода реконструированного объекта в эксплуатацию. Формально позиция ВС проста и понятна, однако остался открытым вопрос, что будет, если городские власти – что весьма вероятно, – откажут во вводе реконструированного объекта в эксплуатацию по тем же основаниям, по которым они пытались признать его самовольным строительством, несмотря на наличие отказного решения судов по делу №А40-47808/2020», – задался вопросом эксперт.

Ведущий юрист КА г. Москвы «Минушкина и партнеры» Валентина Бойко заметила, что ВС в очередной раз подчеркнул: эксплуатация объекта без разрешения невозможна и противоречит законодательству. «Действительно, после реконструкции объекта недвижимости происходит его изменение, что влечет юридические последствия в виде необходимости получения разрешения до начала эксплуатации. Исключение составляет, например, сдача в аренду помещения до ввода в эксплуатацию для проведения ремонтных и отделочных работ. Кроме того, необходимо учитывать причины и предпринимаемые привлекаемым лицом действия для получения разрешений. Так, в определении обоснованно обращено внимание, что общество не представило убедительных оснований невозможности обращения в уполномоченный орган власти за разрешением на ввод объекта в эксплуатацию. Тем самым ВС напомнил о необходимости учета судами при рассмотрении этой категории дел принятия лицом всех необходимых и достаточных мер для надлежащего исполнения возложенных на него обязанностей», – заключила она.

Популярные новости
Возможность изменения существенных условий контракта не распространяется на контракты по благоустройству территорий.
Возможность изменения существенных условий контракта не распространяется на контракты по благоустройству территорий.

Об этом указано в письме Минстроя России от 11.11.2022 г. № 59499-АВ/09 "О разъяснении положений Приказа Минстроя России от 23.12.2019 г. № 841/пр в отношении контрактов на выполнение работ по благоустройству территорий".

Новые обязанности работодателей
Новые обязанности работодателей

Минтруд России сообщает, что вследствие вступления в силу с 01.01.2021 г. новых правил по охране труда работодателями должна быть организована внеочередная проверка знаний по охране труда.